​Экспортеры обсудили нацпроект по международной торговле

26 окт. 2018

Увеличение объемов экспорта товаров и услуг является одним из ключевых направлений развития страны до 2024 года, согласно майскому указу Президента РФ. Повышение конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках будет реализовываться в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт», экспертизу которого провели участники круглого стола, организованного Национальным союзом экспортеров и Общественной палатой РФ.

Глава Союза экспортеров, Член Общественной палаты РФ Илья Семин напомнил, что рассматриваемый нацпроект включает в себя такие направления, как промышленный экспорт, экспорт сельхоз продукции, логистика международной торговли, экспорт услуг, системные меры развития международной кооперации. Илья Семин предложил участникам круглого стола обсудить, насколько запланированные в рамках проекта мероприятия обеспечат достижение этих стратегических задач; окажутся ли показатели экспорта измеримыми и как они будут оцениваться.

Советник ректора Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Атрушкевич подчеркнул, что в ходе состоявшегося накануне заседания президентского Совета по стратегическому развитию и нацпроектам были даны определенные оценки, которые в целом совпадают с мнениями экспертов. Так, проведенный университетом анализ свидетельствует о существовании значительного зазора между поставленными Президентом РФ задачами и ситуацией, которая наблюдается практически во всех сегментах несырьевого неэнергетического экспорта. Так, начавшийся в машиностроительной сфере после периода затяжного спада восстановительный рост экспорта определяется не увеличением физических объемов поставок, а ростом цен. По факту за последние пять лет прирост составил $1,6 млрд., тогда как рассматриваемый нацпроект предусматривает прирост в $22 млрд. за шесть лет.

«С точки зрения внутреннего контура объем экспорта продукции машиностроения не только отражение технического уровня и производственного потенциала страны, но и показатель способности эффективно его мобилизовать и реализовать, — сказал Атрушкевич. — Постановка тех или иных целей в данном направлении предполагает их прямое отражение в экспортной и промышленной политике государства. Одна из существенных ошибок тех, кто формировал национальный проект, — они не видят особой разности между экспортной деятельностью и экспортным потенциалом. С нашей точки зрения, на сегодняшнем этапе необходимо выстраивать экспортную политику таким образом, чтобы создать максимально комфортные условия для реализации того экспортного потенциала который уже существует, сохранился в промышленности. А в перспективе — формировать условия для его наращивания».

Главным критерием оценки экспортной продукции зарубежными партнерами оказывается не ее технический уровень, а цена и условия финансирования, учитывающие сроки окупаемости. Механизмы господдержки, по мнению Михаила Атрушкевича, должны этому соответствовать. А главная проблема заключается в подходах и понимании предмета регулирования, в объемах и структуре финансирования, которое осуществляется в плане экспорта.

Генеральный директор «Русский профиль» (г. Красноярск) Сергей Петров рассказал, что одним их действенных механизмов продвижения продукции является демонстрационно-выставочная деятельность, которая, безусловно, требует значительных финансовых вложений, и предложил рассмотреть возможность государственного субсидирования этой деятельности.

Много вопросов вызвала деятельность торговых представительств, которые, по мнению некоторых компаний-экспортеров, недостаточно активно помогают компаниям в продвижении товара. Директор по развитию компании «Нейрософт» (г. Иваново) Михаил Дурдин напомнил, что торгпредставительства — государственные учреждения, за которыми закреплены конкретные функции и задачи, и делать их них торгового посредника неправомерно. Тем не менее очевидно, по мнению Михаил Дурдина, что ведомство нуждается в реформировании.

Внимание на проблему раздела тарифных торговых барьеров обратил заместитель управляющего директора Холдинга «Объединенные кондитеры» Алексей Носенко. По мнению эксперта, сегодня отечественные производители поставлены в неравные условия со своими зарубежными партнерами: ставки таможенных пошлин для тех и других разнятся, тогда как эти взаимоотношения должны носить зеркальный характер.

С ним согласился заместитель генерального директора АО «Газпром СтройТЭК Салават» Анатолий Абрамов, и указал на необходимость установления правильной взаимосвязи между импортозамещением и экспортом: производители должны освоить внутренний рынок России, прежде чем выходить на экспортирование товара.

Модератор круглого стола Илья Семин отметил, что в рассматриваемом нацпроекте предусмотрена единая информационная система Реестра экспортеров, включение в которую, по замыслу разработчиков, должно предоставляться ускоренно, кроме того, предусматривает упрощенный возврат НДС, валютный контроль, иные меры поддержки.

За круглым столом обсудили еще одну важную часть нацпроекта — логистику международной торговли. Эксперты отметили, что в настоящее время в стране недостаточно транспортных мощностей для вывоза того объема продукции, который предприятия готовы нарастить, также необходимо увеличивать количество компаний-перевозчиков.

Руководитель направления взаимодействия с госорганами и бизнес-сообществами АО «МХК «ЕвроХим» Юрий Чиканцев считает, что для увеличения экспортной выручки, надо увеличивать объем экспорта продукции, а для этого необходимо модернизировать транспортную инфраструктуру: «Надо что-то делать с российскими портами: здесь необходимо государственное участие. Нужно расширять акватории, наводить порядок с арендаторами, строить терминалы. В настоящее время существует ряд законодательных ограничений на строительство портовых терминалов. Надеемся, что Общественная палата РФ станет тем голосом, который услышат и изменят скорость принятия решений по данному вопросу».

Президент, председатель Правления Национальной Ассоциации нефтегазового сервиса Виктор Хайков убежден, что нацпроект по экспорту недостаточно проработан: «Нацпроект необходимо детализировать. Обозначены достаточно длинные сроки — их нужно сокращать, потому что задачи по экспорту являются критически важными. Очень важно предусмотреть в нацпроекте синхронизацию с регионами. Сегодня каждый регион занимается экспортной политикой по-своему. Должна быть четкая ориентация на регионы. Финансирование: не понятно, на какое направление сколько денег выделяется, не понятно, насколько целесообразна такая сумма — значит, мы не можем оценить эффективность. Вопрос об эффективности: должны быть ключевые показатели эффективности (KPI), должен быть обозначен вклад конкретной задачи в итоговый результат».

Начальник Управления промышленной политики Министерства инвестиций и инноваций Московской области Олег Исаев отметил важность участия регионов в нацпроекте и предложил добиться создания методологии учета качества экспортной услуги, ее оценки, а также увязки мероприятий, которые будут проходить в регионах, с конкретными показателями.

Эксперты также отметили роль национального бренда в сфере продвижения экспорта. Руководитель направления «Сделано в России» Фонда «Росконгресс» Михаил Садченков считает, что продвижение государства — коллективная задача, не относящаяся исключительно к продвижению экспорта, а в ее реализации должны принимать участие все министерства, отраслевые структуры, профильные общественные организации.

«Качество подготовки составляющей по маркетингу и продвижению в рамках нацпроекта неудовлетворительно, не учитывает текущего состояния, текущих расходов государства, конъюнктуры, системного подхода к продвижению страны как таковой. В таком виде согласовать раздел по продвижению нельзя — результата не будет, а государственные средства будут израсходованы без ожидаемого эффекта».

Илья Семин согласился, что формирование национального бренда «Сделано в России» — очень важная тема, которая будет обсуждаться в рамках отдельного мероприятия и пригласил присутствующих к участию в нем.